В сравнении с взрослым человеком, нервная система ребёнка находится в состоянии повышенной активности как всякая развивающаяся система. Она представляет собой живую лабораторию, направленную на исследование мира. Расставшись с младенчеством, здоровый ребёнок начинает проявлять нелюбовь к спячке. Труднейшая задача – уложить его в постель и склонить ко сну. Ребёнок не желает расставаться со всеми прелестями жизни ни на миг, даже во сне. Он боится чего-то не узнать, чего-то не услышать, не увидеть, не понять. И эта детская жадность носит прогрессивный, развивающий характер. Ребёнок желает шагать в ногу со временем. На все вопросы, которые ставит перед ним жизнь, он желает получить ясные, правдивые и понятные ответы. Таково основное право ребёнка. И обязанность взрослых – обеспечить соблюдение этого права.
Детство – тот онтогенетический период, когда у человека накапливается жизненный опыт, формируются основные психические функции, закладывается мировоззрение, открывается творческий потенциал, появляется умение строить умозаключения на основе причинно-следственных связей. Это период высокого уровня усвояемости и обучения. Приобретения детства сохраняются у человека до конца жизни. И наоборот, то, что человек недополучил в раннем детстве, обычно, компенсировать не удаётся. «Блажен, кто смолоду был молод», как справедливо заметил поэт.
Религиозное воспитание, ограничивает развитие человека. Главнейшая его задача заключается в привитии ребёнку неоспоримого, безоговорочного послушания богу, как этот бог представляется воспитателям и родителям. Претензии каждой религии на монополию и абсолютизацию духовно-нравственных оценок всего окружающего, сковывают развитие когнитивных способностей ребёнка, заставляют его замыкаться на узкой тематике, приучают смотреть на мир сквозь призму усвоенных догматов, вырабатывают привычку уклоняться от решения острых повседневных проблем, способствуют появлению розни в отношениях с людьми, исповедующими иные религиозные взгляды.
В любой религиозной системе реальный мир, природа, общество, взаимоотношения людей отражаются в фантастической форме. Таким же фантастическим образом извращены в религиозных этических учениях те представления о моральном и аморальном, достойном и недостойном, человечном и бесчеловечном. Все отношения человека опосредуются через бога. Но в разных религиях бог по-разному оценивает одни и те же поступки. К примеру, что хорошо для ислама, категорически отрицается в христианстве. Но все религии настаивают на том, что любить человека, уважать его может только тот человек, который по-настоящему любит бога и испытывает так называемый «божий страх». Множество запретов, являющихся основой религиозной жизни, вступает в острейшее противоречие с принципами гуманистической педагогики, с базовыми ценностями демократии и гуманизма. Эти противоречия оказываются непреодолимыми для сознания ребёнка и могут отрицательно сказываться на его психическом здоровье. Школьная педагогика должна иметь гуманистический, а не религиозный акцент. (Владимир Рослов)
Комментарии