Передо мной – небольшая коробочка со стеклянной передней стенкой. В ней – модель самолета. Я двигаю голову влево и вижу модель под другим ракурсом. Захожу немного правее – и вижу детали и надписи на другом борту самолета. Но стоит зайти совсем сбоку, как оказывается, что никакой коробочки нет, и модели тоже нет. Есть только плоская пластинка – голограмма.
Куда до нее рекламируемым сейчас так называемым «3D системам»! Без всяких очков мы видим объект, как в жизни. Без утомления зрения, как от переливающихся и двоящихся «объемных» закладок и календариков. Воспроизведение настолько полное, что если мы сделаем голограмму лупы, то она будет так же увеличивать и выжигать на солнце, как обычная лупа. Хотя настоящее увеличительное стекло, чтобы работать, должно быть выпуклым, а голограмма плоская.
Еще удивительнее история изобретения голографии. Молодой, полный сил ученый-оптик Денисюк решил взяться за какую-нибудь очень трудную и интересную задачу. И тут ему попался фантастический рассказ ученого И.Ефремова «Тень минувшего». О том, как ученые сумели получить объемные изображения пейзажей Земли во времена динозавров. Задумался Денисюк, а можно ли на самом деле сотворить такое фантастическое чудо, и что для этого нужно.
Как же ему удалось воплотить сказку в жизнь? Всё дело в том, что свет – это волна. Вроде волн на поверхности моря или радиоволн от радиопередатчика. Только очень частая и мелкая. Еще несколько веков назад, даже не зная природы этой волны, ученые сумели определить ее размер – всего полмикрона (у фиолетового света немного поменьше, у красного – побольше).
Наверное, многим из вас доводилось видеть кинопленку или фотопленку от пленочных фотоаппаратов. Есть и такие же большие фотопластинки. Они неплохо передают изображения потому, что даже пленка из обычного магазина может на одном своем миллиметрике передать 50, а то и 100 линий, не сливающихся друг с другом. Денисюку же понадобилась такая фотопластинка, чтобы передавала всё до единой световой волны – 2000 линий на миллиметр! Пришлось ему и лаборантам-химикам повозиться. Но когда они сделали задуманное, дальше было уже проще. Осветим предмет лазером через фотопластинку. На нее тогда будет падать два луча света: один напрямую от лазера, а другой – отразившийся от снимаемого предмета. Сами понимаете, что когда встречаются две волны, они могут сойтись по-разному. Если сойдутся два «гребня», то волна станет еще больше и фотопластинка в этой точке засветится сильнее. А если «гребень» попадет на «впадину», то волны погасят друг друга.
На обычной фотопленке можно разглядеть, особенно с помощью лупы, сфотографированных людей и здания. А на голограмме ничего такого не увидите – только какую-то переливающуюся мелкую рябь. Но стоит просветить голограмму лучом света, как всё произойдет так же, как при съемке, только «задом наперед». Там, где на предмете были светлые места, лучи света от разных точек фотопластинки сложатся «в фазе», а там, где были тени – погасят друг друга. Вот так и получается, что в воздухе рядом с фотопластинкой повисает объемное изображение предмета.
А почему надо освещать именно лазером, а не лампочкой или Солнцем? Если уж сравнивать свет с волной, то свет от лазера можно сравнить с ровными валами океанского прибоя. А свет от любых других источников больше похож на волны в тазике, в котором полощут тряпку – колебания довольно беспорядочные. Один раз на фотопластинке волны сойдутся так, а через какую-то миллионную долю секунды – по-другому. Так что фотопластинка просто засветится равномерно и ничего не выйдет. А от лазера всё будет одинаково всё время съемки, лишь бы только установка не дрожала.
Дальше – больше. Профессор Комар в 1976 году даже голографическое кино сделал, правда только в красном цвете. Поработал еще несколько лет – добавил зеленый цвет. Придумал даже, как снимать объемное кино на обычном солнечном свете со специальным объективом, сохраняющим объемность. А потом уже его переснимали через такой же объектив с помощью лазера. Добавить бы еще синий цвет и получилось бы полноцветное объемное кино. Да только вот пришла власть воров и мракобесов, которые не хотят мыслить, искать, рисковать. Им бы чего попроще – купить готовое за границей. Например, то же отсталое «3D». И все-таки у голографии удивительное будущее. Станете учить физику, математику, займетесь этим делом – не пожалеете.
Церковники пытаются убедить людей, что наука – это только бездушные формулы и железки, а вот веками занудно долдонить одни и те же молитвы да ставить свечки – в этом и есть настоящая «духовность». Но в реальности только занимаясь настоящим делом можно воплотить в жизнь такие сказки и создать такие чудеса, которые убогая фантазия авторов Библии не сумела приписать даже всемогущему Богу.
Дядя Саша.
Комментарии