А. С. Серафимович. «Две божьи матери»


На окраине огромного города, высоко над рекой, красиво белел большой дом. Внизу, на берегу, черно дымила фабрика. В третьем этаже белого дома, в гро­мадных комнатах, залитых солнцем, жил хозяин фабри­ки с семьей. В полутемном подвале жил ткач с ткачихой той же фабрики.
 
У фабрикантши родилась дочка. У ткачихи тоже ро­дилась маленькая.
 
В великолепной спальне висел образ божьей матери в золотой ризе. Барыня верила в бога, но знала, что божья матерь хорошо нарисована на доске, а толку от нее никакого не будет, если у человека нет денег. У тка­чихи, в запаутиненном углу, тоже висела икона с почер­нелым ликом и глазами. Ткачиха с глубокой верой молилась, думала, что на нее смотрит сама божья мать, живая.
 
У фабрикантши были вокруг ребенка няньки, мамки„ горничные, а кормила молодуха, которая из-за нищеты с тоской бросила свое дитя в деревне умирать на кислой соске, набитой ржаным хлебом.
 
Ребенок ткачихи целый день, надрываясь, кричал, голодный, в мокрых вонючих пеленках, некому пригля­деть: мать и отец целый день за гремучим станком на фабрике, — ни на минуту не замирала тоска по своему маленькому.
 
Дочка фабрикантши расцветала, как цветок, — розо­вая, с перетянутыми ниточками ручками и ножками. И смотрели на нее нарисованные на доске глаза в золо­той оправе. Дочка ткачихи — желтенькая, со стару­шечьим личиком, кривыми ножками, как пожелтевшая травка в темноте погреба. И смотрело на нее почернелое лицо, нарисованное на потрескавшейся доске.
 
Заболела дочка фабрикантши. Налетели со всех сторон самые знаменитые доктора, профессора, плати­. Опять она, розовая и живая, щебетала, как птичка. И смотрела на нее хорошо нарисованная доска в золо­той оправе.
 
Заболела дочка ткачихи, — стало ей сводить ручки и ножки, почернело маленькое личико, повело посиневший ротик. Билась головой о доски измученная мать, рвала волосы, кидалась на колени и страстно молилась, мучи­тельно сжимая грудь костлявыми руками и исступленно глядя на почернелую икону полными муки, слез, надеж­ды, отчаяния глазами:
—  Мати пресвятая, пречистая, заступница! Спаси ты мне дочечку … вызволи ты мне дочечку … пущай поздо­ровеет моя девочка. .. поставь ты ее на ножки… За что так она мучится?! Мати пресвятая…
Гудит гудок, бросает ткачиха, глотая слезы, больную крошку, бежит работать на фабрикантово семейство. Уходит и ткач на работу, а в глазах — тоска.
 
Умерла маленькая и лежала, как желтенький свер­нувшийся листик, а в углу висела черная доска.
 
Поп торопливо похоронил, стараясь поскорей отде­латься и скороговоркой проговаривая:
— Пути господни неисповедимы… зато ей там хо­рошо будет … на том свете.
—  Хочь бы она на этом, хочь бы часочек, один бы часочек как следует пожила, — захлебываясь, выгово­рила мать.
 
Поп прикрикнул:
—  Не гневи господа! Господь каждому дает крест, и каждый должен нести его. А то гореть тебе в пещи огненной.
 
Росла и расцветала дочка у фабрикантши; у ткачихи тлела в моги­ле; и никогда не заживала тоска у замученной женщины.
 
По-прежнему висели две божьи матери: одна наверху, в вызоло­ченной оправе, хорошо нарисованная, другая — в полутьме подвала, старая, полопавшаяся.
 
http://comstol.info/2011/05/biblioteka/1392

Александр Серафимович (настоящая фамилия — Попов) (1863—1949) — русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года. В годы Великой Отечественной войны передал Сталинскую премию в Фонд обороны. Участник гражданской войны.

Является одним из родоначальников советской литературы.

17 Май 2017 / admin / 3791 просмотр

Комментарии

23.12.2017 09:24

Фантазийный талант автора этого рассказа пустить бы в доброе русло.
Не знает бедняга, что все беды России именно из за веры в "матерь".
Это не значит, что надо сейчас же садиться и сочинять рассказ, хулящий Бога.
Но именно Он всем Судья. И фабрикантше, и доченьке, и автору, и держателям атеистического сайта. Не распоясывайтесь так сильно в своем навязчивом богоборчестве, господа. Жизнь вечная с Богом в Царстве Его - это не миф. Это изумительная альтернатива жизни Вашей, атеистической, серой, постоянно отрицающей духовное, и навязывающей это другим, а по истечении, лет, семидесяти-восьмидесяти - "сыграть в ящик", и всё! С концами.
Нет, дорогие. И это ошибка так думать.
Человеку на самом деле дан интеллект не просто так. Его использование не имеет абсолютно никакого смысла без отчета и ответственности. Вот поэтому и будет отчет ("разбор полетов") в День Божий. И, последующая за ним, раздача участей, соответственно жизни земной каждого. Для достойных - соответственно, продолжение жизни доброй, в Царстве Бога (Новом Иерусалиме - чудесном городе, Новой Земле, как говорится в Библии). Недостойным же - геена огненная, причем тоже вечная. Господа, предвижу вопрос о некой "выдуманной геене"... Да, я не знаю, какая она конкретно. Но что там будет невыносимое мучение души, причем вечное - это правда. Как говорится, надо было раньше думать.
Нет, это не "обычное христианское запугивание". Это просто предостережение.
Будьте с Богом, господа.
P.S. С Ним невозможно быть "из-под палки", то есть, из страха. Но на партнерских и дружеских началах уважения. Именно этого Он ищет. Но, к сожалению,далеко не каждый человек (особенно в бывших атеистических странах) вообще об этом задумывается. Широки врата, ведущие в погибель.
Всего всем доброго.
Желаю всем мира и быть с Богом.

23.12.2017 09:51

Забыл добавить.
Многие беды России проистекают именно из-за веры в "матерь" и в иконы.
Практически никто не хочет обращаться к Живому Богу. Обращаться к Нему искренне, истинно, просто, в раскаянии и с просьбой. Обращаться к Тому, Кто всё создал, и благодаря Которому всё работает.
Почитайте еще раз Евангелие, господа. Всё, что там написано имеет огромный смысл.
P.S. Все испытания Бог посылает, чтобы мы становились сильнее и совершеннее, он выкристаллизовывает нас, как золото (от примесей), для работы в Царствии Своем (ибо Он Сам совершенен, такие же, граждане Его Царства и требуются Ему).
Да, сатана беспредельщик. Да, ему даны полномочия чинить беды и неудачи людям. Целью которых, в итоге, есть улучшение людей. Если нет улучшения - есть прекращение активности и наказание. Это и есть аргументация Суда над человеком в День, и раздачи соответствующих участей.
Именно поэтому Иисус учил учеников, когда они просили: научи нас молиться... Итак учил он:... и не введи нас во испытание (искушение), но избавь нас от скверны (лукавого, сатаны). То есть, улучши нас, по возможности, без испытаний.
Этого можно достичь лишь жизнью чистой, угодной Богу.
Всего всем доброго.
Добра Вам и Светлого Мира желаю.

23.12.2017 22:37

Да, вот это "вера - не религия" "есть настоящий Бог, а не тот, что в церкви" - это настолько часто употребительный прием проповедников, что его надо бы вписать в соответствующий раздел сайта под "юбилейным" 10-м номером. Не удивлюсь, если узнаю, что его используют церковники. Потому, что человек, попавшийся на него, все равно потом во всяких таких жизненных случаях пойдет в церковь свечку за кого поставить или обвенчаться.

24.12.2017 12:52

Я не церковник. На самом деле Бог не имеет ни малейшего отношения к таким человеческим придумкам, как свечи, обряды, рясы, "танцы с кадилом", целование креста и ручек священникам, "отпеваниям", и многой другой чуши.
Но Он принимает и слышит искреннее обращение от человека, в простоте и вере.
Не верьте проповедникам РПЦ. Чему могут научить люди, показно и неискренне "молящиеся" Богу на старинном специально-церковном языке?! Бог ищет искренности от человека, и правды. Русское православие - это язычество в перемешку с идолопоклонством. Христианства на сегодняшний день, там почти нет. Оно всё извращено всем этими и подобными человеческими придумками. Они не ищут Живого Бога в подавляющем большинстве своем. Но ищут обрядов и "двунадесятых престольных" праздников. Думают, что Бог в них.
P.S. Обращайтесь к Иисусу искренне. В простоте душевной, надежде и любви. В любом месте и в любое время своими словами. И Он ответит. Он обязательно отвечает ищущим Его.
Аминь. Всего Вам доброго.
Я не православный.

26.12.2017 16:25

Чтобы фанатеть от злого, наполненного сценами насилия и сексуальными извращениями, с невнятным сюжетом и написанного скучным языком древнееврейского фольклора, надо обладать довольно, гм-м, специфическим вкусом. Единственная замануха там - это положение о том, что можно у Бога что-то реально невозможное выпросить молитвами. Но утверждать, что за этими легендами есть что-то реальное - это все равно, что утверждать, что изображенное на этом рисунке является реально летающей спортивной пилотажной моделью:
https://spb.ideipodarkov.net/reimg/data/gifts/05/715x520/273205-6745.jpg
Как здесь ясно видны перетяжеленные детали с уродливой аэродинамикой и гнезда для стаканов и бутылки, так и в христианстве совершенно ясно видна его нацеленность на обслуживание власть имущих. Управление холопами через их надежду на чудо. И ничего реально чудесного и сверхъестественного.

Отправить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или роботом.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.