Погода! Распределив работу и обойдя цехи завода, иду на аэродром. Там меня ждет тренировочный, еще мало облётанный планёр Бс-5.
У-2 быстро поднимает меня на 800 метров. Почувствовав восходящий поток, я отцепляюсь и начинаю кружиться под небольшой облачной грядой. Вариометр показывает подъем 1,5-2 метра в секунду. Пухлые с сахарно-белым нутром облака клубятся, растут на глазах, то возникают, то тают в синеве неба, располагаясь в основном довольно правильными грядами по направлению господствующего ветра - с северо-запада на юго-восток. Между грядами – просветы почти чистого неба в несколько километров шириною. Я прилепляюсь к гряде, тянущейся от аэродрома по направлению к станции Первомайская, где находится знаменитая МПШ – Московская планёрная школа.
По ветру в противоположную сторону лететь рискованно: можно быстро пройти сотню километров, но зато уж почти наверняка не доберёшься домой. Кружась под отдельными
облаками гряды и перескакивая от одного к другому, я медленно продвигаюсь вперёд, против ветра. Часа через полтора вижу с полуторакилометровой высоты здания школы: два небольших ангара и избушку на извилистом краю крохотной долины, пышно именуемой «склоном». Около них разноцветные крестики планёров. Слева от меня появляется Г-9. Петли, бочки, вертикальные виражи, перевороты следуют друг за другом головокружительным каскадом. Планёр вспыхивает серебром, попадая из тени облаков на яркий солнечный свет. На километр ниже разворачивается на посадку оранжево-серый двухместный Ш-5.
Решаю перейти под соседнюю гряду. Расчёт простой: качество планёра около 15. Значит, для того, чтобы пройти пяток километров, отделяющих соседнюю гряду от моей, придётся потерять в планирующем полёте около 350 метров высоты. Конечно, между восходящими потоками должны быть и нисходящие. Значит, потеря высоты будет больше, может быть, даже вдвое. Но что
значит потерять 700 метров, имея высоту 1500?
Останется еще 800 метров; достаточно, чтобы выпарить. Решительно разворачиваюсь и с шиком прохожу прямо над центральным ангаром МПШ. Между облачными грядами атмосфера спокойна. Бс-5 идёт, как в масле. Чуть-чуть свистят расчалки. Фонарь защищает лицо от ветра. Солнце припекает левую щёку. Однако расстояние до намеченной цели – соседней гряды – сокращается медленно. Стрелка высотомера настойчиво маленькими толчками приближается к цифре «1000».
Гряда еще далеко. Неужели я ошибся в оценке расстояния? Как бы не засесть! Может, вернуться к «своей» гряде, такой надёжной, такой уютной? Оглядываюсь назад – нет, я где-то примерно посредине между грядами. Сесть в МПШ? Вот позор! Ведь я обещал вернуться на свой аэродром, меня ждут! Высота заметно падает. Хорошо вижу густой лес к юго-востоку от Первомайской. Тень от гряды далеко за ним. Появляется неприятное чувство напроказившего
учлёта. Высота всё меньше. Уже 700 метров, 600. Но под грядой должен быть, обязательно
должен быть восходящий поток! Нужно стиснуть зубы и идти вперёд. 500 метров.
Облачная гряда уже почти надо мной. Планёр снижается: 400 метров, 300. Вперёд, вперёд, только вперёд! А глаза уже невольно ищут площадку для посадки. Какие-то незнакомые поля, перелески, дороги… Сесть вдали от своего аэродрома? Оставить планёр на какой-то поляне, среди сбежавшейся любопытной детворы, тащиться пешком до ближайшей дороги, потом попутным транспортом возвращаться за планёром, разбирать, грузить, везти? Впрочем, всё это не так страшно, как рассказывать потом снисходительной аудитории, состоящей из заправских, видавших виды лётчиков и планеристов, как я на планёре собственной конструкции «упал» за 40 километров от базы, не сумев выпарить. И в такой-то день! Бррр… Планёр снижается. 250 метров. Качнуло… Ага! Вперёд, вперёд, там спасение! Стрелка вариометра, наконец, оживает и из уныло опущенного положения подходит к нулю. Вот она дрогнула еще раз, качнулась вверх, вниз и наконец радостно задрожала около цифры «1». Закладываю разворот, а подъём уже полтора метра в секунду. Исчезла тревога, на душе спокойно и легко. Деревья становятся мельче, снова раскрываются подмосковные дали, испещрённые, сколько хватает глаз, тенями облаков. Как прекрасна наша страна!
Вот уже опять 500, 700, 1000 метров. Облака ближе, прохладнее воздух. Бс-5 легко и уверенно идёт по ветру под новой облачной грядой. Вот и родной аэродром в голубой оправе двух ихлучин Москвы-реки.
- …А мы уж заждались! Думали, не засел ли ты где-нибудь. Три с половиной часа летел.
- Ну что вы! Я ведь всего только слетал на Первомайскую и обратно. Держит хорошо!
И с независимым видом подающего надежды скромного молодого пилота я привязываю тросом свой Бс-5 к крюку автомашины.
О.К. Антонов
Вот таков он мир планеристов - людей с птичьим чутьем восходящих потоков, находящих их на наветренных склонах гор или по облачкам, возникающим над поднимающимися массами теплого воздуха. Конечно, интереснее всего было бы этим заниматься не виртуально, а в реальности.
Но, к сожалению, мало кому сейчас доведется управлять настоящим планером или хорошей радиоуправляемой моделью парителя. Однако все же испытать свои силы можно и за компьютером. Есть неплохая игровая программа - симулятор планера "1С. Кондор". Она позволяет полетать на нескольких современных планерах среди гор Словении. На ней вы сможете участвовать в гонках или крутить высший пилотаж.
Удачи!
Дядя Саша.
Комментарии