Как известно, народная речь содержит в себе представления о жизни и нравственные принципы общества. В том числе, его религиозные воззрения, игравшие в истории столь активную роль. Особенно информативны устойчивые словосочетания с яркой образностью — фразеологизмы, в которых зафиксирован духовный опыт народа.
В богатом составе русских фразеологизмов, созданных фантазией народа, немалое место занимают образные словосочетания с упоминанием нечистой силы из церковной мифологии – чертей. Причем, в этих фразах черти зачастую оказываются носителями положительных качеств – ума, ловкости, находчивости и т.п. Например: «Вот так спрятал! Теперь ни один черт не найдет». Здесь явно выражено восхищение ловкими действиями человека, уподобленными необычайным способностям чертей.
Порой о чьей-либо смелости, решительности в поступках говорят: «Ему сам черт не брат!» А если в каком-то деле трудно разобраться, употребляют фразы «здесь сам черт голову сломит», «сам черт не разберет». Есть и выражение «сам черт ногу сломит» – о большом беспорядке в доме. В обоих случаях предполагается, что черти умственно способны и ловки в гораздо большей степени, чем люди. Интересно отметить, что словечко «сам» характеризует уважительное отношение к черту – этому традиционному противнику Бога. Часто можно услышать фразу «Черт возьми!» со значением возмущения, удивления и даже восторга по какому-то поводу. Люди тем самым связывают свои эмоциональные переживания с той же нечистой силой: «Черт возьми! Никогда не видел ничего подобного».
Но бытуют и фразеологизмы, где отражается исконно негативное отношение к чертям: «Принёс же чёрт этого типа!» или «Какой чёрт занес меня в это гиблое место!», «Чёрт попутал меня искать легких денег». В них тоже выражается представление о могуществе чертей, умеющих подчинить людей своей воле.
Известно выражение «чёртова дюжина», употребляемое в популярной песенке Пепиты из оперетты «Вольный ветер» («Чёртову дюжину детишек растила дома матушка моя…»). Как видим, русскоязычные граждане постоянно находятся в контакте с воображаемой нечистой силой, даже не сознавая этого. «Черти» у них просто с языка не сходят. Очень выразительны такие фразеологизмы, что и обусловливает их живучесть и распространенность.
Между тем, деятели церкви всегда предупреждали верующих о недопустимости самого упоминания в речи чертей и бесов. В основе такого запрета лежит древнее суеверие, гласящее, что упоминание черта может вызвать его появление с самыми печальными последствиями (помяни черта, он и появится). Священники пытались воспитать у людей страх и неприязнь к «нечистой силе». Но вопреки предписаниям руководства РПЦ, в русском языке, как мы убедились, существует и активно употребляется большое число образных выражений с упоминанием чертей. Интересно отметить, что в сознании народа часто черти были связаны с попами. Например, в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» будущий вождь восстания Пугачев говорит своему товарищу: «Молчи дядя, поп в гостях – черти на погосте». Это значило, что надо быть осторожным и не говорить лишнего при посторонних.
Таким образом, мнения церковного клира были, мягко говоря, не столь уж авторитетны для большинства русскоговорящих граждан. Они до сих пор пренебрегают в своей речи запретами отцов церкви и словно поступают наоборот. Как говорится, «чёрта лысого» тем, кто навязывает свою мифологию народу.
Аркадий Цоглин
г. Саратов
Комментарии